Известно, что у каждой игрушки есть определенная цель её создания. Эта цель может быть как развивающей, так и развлекающей. Но помимо явной цели - развития определенного качества или навыка - игрушку можно использовать и для развития большого количества других умений и способностей. Нужно только знать как это сделать.
Уникальная игрушка, которая появляется в жизни малыша очень рано - это пирамидка. Основная её цель - развитие умственных способностей, представлений о "части и целом", развитие мелкой моторики.
Обычно ребенок знакомится с пирамидкой в возрасте от 10 месяцев до 1 года - это тот период времени, когда, по мнению родителей, малыш сможет понять суть игры и выполнить необходимые действия.
А знаете ли Вы, что пирамидка может стать отличной развивающей игрушкой ещё раньше, когда Ваш малыш только научился захватывать предмет и сидеть? В этот период можно вкладывать в ручку ребенка кольца разного диаметра, тем самым обогащая навык хватания - ведь, чтобы взять большое кольцо ребенок должен пошире раскрыть ладошку, а, чтобы взять маленькое кольцо малыш должен согнуть пальчики поближе к ладошке. Играя, приговаривайте стишок:
Нашему сынку герою Мы дадим кольцо большое!
Шире ручку раскрывай И колечко получай!
Чтобы маленькое взять Надо пальчики прижать!
Молодец! Вот так держать!
Будем ручку развивать!
Когда Ваш малыш сможет уверенно сидеть, можно поиграть с ним в игру "Дай маме". Слово "дай" обозначает одно из первых действий, которое малыш учится выполнять. Это самое простое действие несет в себе важную цель - научить ребенка понимать элементарные инструкции.
Играя с ребенком, попросите его дать колечко Вам, бабушке, кукле, зайке и не забывайте восторженно благодарить ребенка за выполненное действие:
Дорогой мой лапочка,
Дорогая лапочка
Дай колечко мамочке,
Дай колечко бабушке,
Дай колечко папочке,
Куколке и зайке
Зайке - попрыгайке.
Всем колечки подарил подарила,
Мы тебя благодарим!
Спасибо нашей лапочке
Мы говорим от мамочки,
От бабушки, от папочки,
От куклы и от зайки,
От зайки попрыгайки!
Если Ваш ребенок уже прекрасно справляется с просьбой "дай" и умеет ползать, то самое время предложить ему игру "Катится колечко".
Эта игра вызывает у малышей большой интерес и восторг, и способствует развитию не только зрительного восприятия, но и крупной, и мелкой моторики, а также развивает ориентировку в пространстве комнаты. Суть игры в том, что взрослый катает чуть в сторону от ребенка кольца и просит его подползти, взять кольцо и отдать ему. Дети с удовольствием наблюдают за катящимся колечком и стараются скорее доползти до него и взять. Еще веселее ребенку будет, если играть в эту игру под детские песенки.
Вот колечко покатилось И умчалось далеко,
Укатилось! Укатилось! А достать-то нелегко!
Чтобы нам его достать Надо на коленки встать!
Вот малыш наш подползёт Вот малышка подползёт И колечко заберет!
Молодец, колечко взял! Молодец кольцо взяла
Сразу мамочке отдал! Сразу маме отдала!
Положить начало развитию воображения, умений, связанных с сюжетной игрой, в частности, отражение реальных жизненных ситуаций в игре поможет очень простая игра "Угости куклу". Играя с ребенком в эту игру, Вы также тренируете умение захватывать кольцо и снимать его со стержня. Кольца могут превратиться в "бублики", а все игрушки в долгожданных гостей, которых Вы с ребенком будете поить чаем из чашечек и угощать. Попробуйте сыграть в эту игру всей семьей, и Вы увидите с какой радостью малыш будет угощать Вас и смотреть как вы "едите и пьете чай". Эмоционально подыгрывайте ребенку, ведь маленькие дети живут эмоциями:
В гости к нашему малышке
Прискакали зайки, мишки,
Даже куколка пришла,
Даже кошечка зашла,
Прибежали суслики - Все хотят есть бублики!
Угощай гостей давай
И чаек всем наливай!
Ой, как вкусно хорошо
Угостил всех малышок!
Когда малыш научится снимать кольца со стержня, можно начинать учить его собирать пирамидку. Помогайте малышу надевать кольца. Пусть сначала ребенок надевает колечки в любом порядке, а через некоторое время покажите правильный вариант от большого кольца к маленькому.
Будем мы с тобой играть
Пирамидку собирать!
Кольцо большое отыщи
И надень на палочку,
Похвалю я от души
Дочку сына за смекалочку!
А теперь кольцо поменьше
Ты скорее надевай!
И за то, что получилось
Мы похлопаем, давай!
Из оставшихся колечко
Мы возьмем побольше
И наденем на местечко
Рядом с предыдущим!
Все ли кольца уж на месте?
Не хватает двух как раз!
Мы с тобой играем вместе
Помогу тебе сейчас!
Чтобы правильно собрать
Посмотри внимательно!
А какое надо взять
Подумай обязательно!
Вот последнее колечко
Маленькое очень,
Ах, какая у меня Ах, какой же у меня
Умница ты дочка! Умница сыночек!
В более старшем возрасте (1,5 - 3 года) собирая пирамидку, или выкладывая последовательный ряд, Вы можете обращать внимание ребенка на цвет колец, а также учить малыша количественному счету:
Раз - кольцо огромное –
Самое большое!
Два - колечко крупное
Вот оно какое!
Три - колечко среднее,
И не велико оно!
Четыре - не последнее!
Есть за ним ещё одно!
Вот кольцо - малышка - пять
Можно снова начинать!
Если Вы замечаете, что Ваш малыш, достигнув возраста 2 -х лет не может долго, в течении 4 - 5 минут задерживать внимание на одном предмете или объекте, попробуйте поиграть с ним в игру "Что пропало". Она способствует развитию концентрации, объема и произвольности внимания. Начинать играть нужно с трех колец, затем, когда Вы увидите, что малыш легко справляется с заданием, добавьте остальные. Положите перед ребенком три колечка, назовите их цвет или размер, отвлеките ребенка на три секунды, при этом уберите одно колечко и спросите какое калечко укатилось. Не расстраивайтесь, если малыш сразу не поймет вопроса или не назовет цвет или размер. Для начала важно, чтобы он научился замечать, что что-то изменилось. Постепенно у него станет получаться, и он с удовольствием будет сам закрывать глазки и угадывать укатившееся колечко.
Прикатилась! Прикатилась!
Тройка кругленьких ребят!
Разлеглись они все в ряд
Поиграть с тобой хотят!
Ты закрой быстрее глазки
И головку поверни
А теперь смотри скорее –
Кто пропал нам расскажи!
Очень увлекает малышей игра с кольцами "Бусы". В эту игру могут играть даже малыши, которые еще не ползают, но уже умеют брать предмет тремя пальчиками. Игра позволяет ребенку увидеть красивый результат своего труда, стимулирует развитие мелкой моторики, расширяет представления об окружающих предметах и способах взаимодействия с ними.
Для этой игры Вам понадобятся кольца от пирамидки и длинный шнурок.
Суть задания в том, чтобы ребенок сначала с Вашей помощью, а затем и самостоятельно, надел все колечки на веревочку. После того, как бусы сделаны, обязательно примерьте их ребенку и себе перед зеркалом, похвалите малыша за то, что он очень старался и создал такую красоту.
Нет красивых бус у мамы
Маме очень грустно,
Надо маму успокоить
Сделать маме бусы!
Из колечек разноцветных
И больших и маленьких
Сделает малышка бусы
Для любимой мамочки!
Раз колечко, два колечко
Три, четыре, пять!
Постаралась очень дочка Постарался наш сыночек
Бусики собрать!
Мама бусы одевает
Радуется мама!
Перед зеркалом стоит Королева прямо!
Пирамидка
На реке - камыши.
Расплясались там ерши:
Круг - постарше (надеваем самое большое колечко),
Круг - помладше (надеваем колечко поменьше),
Круг - совсем малыши (самое маленькое кольцо)!
Рано утром спозаранок
Накупил баран баранок (показываем маленькие колечки),
А затем на рублики
Прикупил и бублики (показываем колечки побольше).
Хороши баранки-бублики!
Ах, не зря платили рублики! (отдаем малышу все колечки)
Ай, чи-чи, чи-чи, чи-чи!
Пекли зайцы калачи (показываем 2-3 крупных кольца и отдаем их малышу).
Ах, румяны, горячи!
Прилетели тут грачи,
Похватали калачи,
Укатили, сев на саночки, —
Нам достались лишь бараночки (предлагаем колечки поменьше).
Пирамидка - это замечательная игрушка, которая может развивать Вашего малыша в течение многих лет.
Автор:
Верещагина Людмила,
Детский психолог, Методист,