Развитие ребенка от 3 до 5 лет.

razvitie

 

ВАШ РЕБЕНОК ПОХУДЕЛ

   Внешний вид ребенка значительно изменяется. До 3 лет ваш малыш был такой пухленький, а после 3 лет он постепенно начинает вытягиваться. Вы замечаете, что он становится худым. И вы начинаете укорять себя, что недостаточно хорошо кормите малыша, подозреваете, что ребенку не хватает каких-нибудь витаминов, нервничаете.

И, в конце концов, обращаетесь за консультацией к врачу. Но не волнуйтесь. С вашим ребенком все нормально. И то, что он похудел, тоже нормально. Это можно считать одной из возрастных особенностей.

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ РАЗВИТИЯ

   В этом возрасте (3 - 5 лет) важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили однажды, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес, вы перекармливаете его; и в таком случае пересмотрите питание ребенка, задумайтесь - хватает ли малышу возможностей подвигаться.

   Внешний вид ребенка в этом возрасте изменяется потому, что практически сходят на нет жировые подкожные отложения, неравномерно развивается мышечная система ребенка. А именно: в первую очередь развиваются крупные мышцы, значительно отстают в развитии мышцы мелкие - межреберные мышцы, мышцы кистей и стоп и т. д. Менее развитые мышцы, естественно, при нагрузке быстрее устают. Помня об этом, старайтесь давать умеренную и постоянную нагрузку на мелкие мышцы - это помогает их развивать; и впоследствии, когда ваш ребенок пойдет в школу, натренированность мышц пригодится ему.

   Помимо интенсивного развития мышечной ткани, у 3 - 5-летнего ребенка быстро развивается костная ткань. Ребенок ваш как бы вытягивается. Косточки растут и за счет замещения хрящевой ткани костной. Развиваются и кости черепа; вы и сами замечаете, что у ребенка в последнее время увеличилась голова.

 

КОСТНАЯ СИСТЕМА РЕБЕНКА

   Кости человека состоят из органических (гибких и пластичных) и неорганических (твердых и хрупких) элементов. В разном возрасте эти элементы смешаны в разных пропорциях. У ребенка преобладает органический компонент, поэтому косточки его гибкие, и ему не так страшны падения, как взрослому; у людей преклонного возраста, наоборот, преобладает неорганика, поэтому кости у них твердые и хрупкие (там, где человек, будучи ребенком, упал без последствий с десяток раз, в возрасте почтенном лучше не падать ни разу).

 

МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ

   К 4 годам у ребенка давно уже должен быть весь комплект молочных зубов. Всего их 20. Не поленитесь, загляните малышу в полость рта, посчитайте зубки. Если их меньше 20, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.

 

ХАРАКТЕР И ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА

   Ребенок до 3 лет, пожалуй, воспринимается родителями и окружающими просто как ребенок, малыш; на 4-м же году жизни, когда ваши сын или дочка начинают заметно взрослеть внешне и делать значительные успехи в интеллектуальном развитии, они уже воспринимаются как дошкольники; как-то незаметно ребенок обретает некую социальную окраску. Главенствующую роль в этой метаморфозе играет, разумеется, совершенствование интеллекта ребенка.

   Прогресс во внутреннем развитии ребенка отмечается и в том, что малыш уже достаточно осознанно видит свое место в обществе людей. Он уже или понял, что вовсе не является центром Вселенной (а если и является таковым, то только для своих родителей), или увидел основания засомневаться в этом. Чтобы не воспитать совершенного эгоиста, укрепите ребенка и мысли, что он действительно не один и этом мире, и не мир подстраивается к нему, а он должен занять в этом мире определенную ячейку, он должен понять правила человеческого общежития и принять их, если не хочет однажды стать изгоем. Не надо впадать и в другую крайность: воспитывая скромность, не воспитайте склонность и готовность к самоуничижению; из этой склонности вырастают неуверенность в своих силах, болезненная застенчивость и прочие слабые качества, которые впоследствии весьма осложнят ребенку жизнь.

   Изменения в ребенке (как во многом в жизни) происходят постепенно, и вы вряд ли сможете сказать: вот сегодня мой малыш изменился. Перемены в ребенке бросаются в глаза тому человеку, который давно его не видел (чужие дети быстро растут).

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

   Ваш ребенок сейчас неплохо разговаривает. Вы быть может, и забыли, как он произносил первые слова. Речь весьма облегчила вам общение.

   Однако в этом возрасте речь ребенка еще довольно примитивна. Слишком мал запас слов, практически нет умения выражать свои мысли; порой ребенку проще общаться с помощью коротких фраз, восклицаний и жестов, чем сложить более или менее осмысленное предложение. Это тоже норма возраста, и не следует печалиться по поводу того, что ваш малыш такой косноязычный.

   Чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, существует только один способ: чаще с ним разговаривать. И нужно, чтобы контакт был обоюдный, чтобы не только вы говорили, а ребенок слушал. Увлеките ребенка так, чтобы и он говорил. И не ограничивайтесь простейшими темами: еда, одежда, братик или сестра, а обсудите мультфильм (в каждом хорошем мультфильме содержится мораль, которую ребенок должен уловить и выразить словами), прочитанную накануне книгу, взаимоотношения со сверстниками.

 

СЛОЖНОСТИ С ПРОИЗНОШЕНИЕМ

   В норме ребенок 4 - 5 лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.   Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, задумайтесь - может, он не слышит их. Обратитесь за консультацией к участковому ЛОР - врачу. А перед тем и сами попробуйте проверить слух у ребенка. Шепот он должен слышать через всю комнату. Удобнее всего проверять слух, когда ребенок увлечен игрой. Вы его шепотом позовите. Если ребенок не реагирует, подойдите чуть ближе и позовите еще. Вы будете знать, с какого расстояния он слышит. При необратимых нарушениях слуха вам понадобятся консультация и помощь врача.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

   К 4 - 5 годам ребенок должен приобрести довольно обширный жизненный опыт, овладеть многими навыками. Это не только очень важно для него, но и в ваших интересах.  Ребенок в дошкольном возрасте уже многое должен уметь сам. Его жизненный опыт почти полностью зависит от величины тех усилий, которые вы в него вложили. И если вы видите на улице малыша, которому все наступают на шнурки, вините за его неумение только его родителей.

 

АЗЫ ОБЩЕНИЯ

   Ребенок этого возраста отличается от младенца еще и тем, что с ним уже появилась возможность договориться. Если ребенок что-то просит у вас, а вы не можете дать ему конкретно это, предложите что-нибудь другое, на выбор.

17z

   Теперь ребенок уже вполне способен обходить острые углы в отношениях с мамой и папой. Это его умение, а главное - стремление к компромиссу, вам остается только всячески приветствовать это.  Ребенок с вашей подачи познает мир во всем его многообразии. И мир полон для ребенка искушений.

  Ребенок живо интересуется им и всякое новое знание примеряет к себе: если вы рассказываете ему о космонавтах, он желает поскорее стать космонавтом, если вы рассказываете о водолазах, малыш тут же начинает мечтать о подводных глубинах. Ваша задача: как можно больше расширить кругозор ребенка в этом возрасте. На те кирпичики, которые вы закладываете сейчас, ваш ребенок, не исключено, будет опираться всю жизнь.

 

ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ!

   Ребенок дошкольного возраста настолько живо интересуется окружающим и готов познавать новые и новые явления, что, как губка - воду, впитывает в себя знания. Примечательно, что в этом возрасте вы не встретите детей ленивых. Ленивыми некоторые дети становятся значительно позже. А леность - плод неправильного воспитания. Если вы не будете регулярно заниматься с ребенком, если не будете приобщать его к работе по дому, если собственным бездействием сведете круг его интересов до "покушать и поспать", то не удивляйтесь, если однажды увидите в своем ребенке человека ленивого, эгоистичного, пустого.

 

 

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

    Этот возраст можно назвать возрастом "интеллектуального голода". Малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Взрослому даже порой приходится удивляться: какие темы интересуют и даже волнуют его ребенка. На заданные вопросы приходится отвечать. Отвечать - это очень важно. Если сравнить сознание, память ребенка с хранилищем, то можно с уверенностью сказать, что хранилище это практически пусто. И от вас зависит, как скоро и чем хранилище заполнится. Немаловажно и чтобы все "богатства" в хранилище были разложены по полочкам. Мало толку от хаоса, царящего в голове.

 

ИГРУШКИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

   Для малыша игрушки очень важны. Игра для ребенка - это работа. Это только со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается. Но нет, он работает над собой, совершенствуется, учится говорить, фантазировать, порой он творит. Вы не замечали, что возня малыша с куклами очень напоминает маленький театр? Есть действие, есть диалоги. В представляемой драме иногда можно угадать конфликт.

    Чтобы оттачивать разные грани интеллекта ребенка, и игрушки нужны разные. Игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (всякого рода конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Вы, наверное, замечали, что дети очень любят нажимать на кнопочки; приобретите для своего ребенка игры и игрушки с кнопочками.   Научите ребенка таким играм, в которых распределяются роли: врач - пациент, водитель автобуса - пассажир, учитель - ученики и т. д. Такие игры готовят ребенка к взрослой жизни; ребенок набирается в таких играх разнообразных навыков поведения, "прикидывает" на себя те профессии, представителей которых наблюдает в жизни.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТОЖЕ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ

   Неправильно, если ребенок играет только в компании: с другими детьми или с вами. Он должен уметь играть и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. К тому же малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить дома одного, и он не будет испытывать чувства тревоги.

   Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начали с ним игру, увлекли его, потом на пару минут вышли из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один.

 

ПЛАСТИЛИН И ГЛИНА

   Многие родители ошибочно полагают, что пластилин понадобится их ребенку только тогда, когда он пойдет в школу. Однако, обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки лепит из сырого песка. Этим делом он может заниматься часами. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин.

   Также полезна и увлекательна, может быть лепка из глины. Из глины можно слепить разные игрушки. Не удивляйтесь, если такая игрушка, сделанная собственными руками, станет у малыша одной из любимых. Кроме того, вы посвятите его в таинство - таинство рождения игрушки. Помните: что для вас обычно, вашему ребенку вполне может представиться волшебством.

 

ВНИМАНИЕ К РЕБЕНКУ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

   Ребенок 3 - 5 лет уже, можно сказать, живет больше интеллектом, нежели желудком. Он становится спокойнее и сосредоточеннее. Повзрослевший ребенок уже владеет собой и относится к себе критически. И нужны достаточно сильные раздражители, чтобы ребенок утратил контроль над собой. Но со взрослым человеком его, конечно, еще рано сравнивать; ребенок очень раним и требует чуткости.

  Именно в этом возрасте ваш малыш становится личностью, и в этом возрасте соответственно формируется его характер. Помня об этом, не упустите момент. Вы еще можете повлиять на формирование личности: приучить к чистоплотности, к порядку, к честности, общительности. Есть старинная японская поговорка: судьба человека зависит от его характера. Можно сказать, что и элемент случайности иногда существенно влияет на ход судьбы, но в общем приведенная поговорка отражает истину.

   Когда характер сформируется и закалится, вы уже вряд ли сможете переменить его - разве что сломать или слегка шлифовать, совершенствовать в лучших проявлениях. После 3 лет, когда ребенок потихоньку начинает становиться личностью со своими характером, пристрастиями, образом мышления, он как бы начинает видеть себя со стороны. Мальчик обнаруживает, что он мальчик, а девочка - что она девочка. Сделав это важное открытие, ребенок обращает все больше внимания на свою перспективу. Учитывая это, вы должны строить с ребенком свои отношения. Если до 3 лет ваш ребенок был для вас просто ребенок, то теперь вы видите в мальчике будущего мужчину, а в девочке - будущую женщину. И воспитываете их соответственно.

Недостаточно прав для комментирования